Крошка моя

16 января 2019

Почему квартиры россиян станут меньше, но все равно подорожают.

Переход застройщиков на новые правила работы с неизбежностью приведет к росту цен на жилье, уверены игроки рынка. Вопрос только в том, как сильно подорожают квартиры: кто-то говорит о 20 процентах, кто-то ограничивается гуманным «в пределах десяти процентов». Параллельно растут и ставки по ипотеке - дополнительно снижая доступность жилья для россиян, у которых, в массе, и так не наблюдается излишка денежных средств. Все это с не меньшей неизбежностью должно привести к падению спроса на жилье. Что в этой ситуации делать застройщикам? Один из вариантов, уже, кстати, успешно опробованный в 2015-2016 годы,- «резать, не дожидаясь перитонита». То есть вводить побольше квартир-студий плюс уменьшать площади квартир - по аналогии с сокращением объема пакетов молока, упаковок стирального порошка или пресловутых девяток яиц вместо привычного десятка. Что будет с площадями квартир в обозримой перспективе, разбиралась «Лента.ру».

«За последние пять лет главной тенденцией в квартирографии проектов стало увеличение доли студий. Если в 2014 году показатель составил один процент, то к 2018-му достиг уже 6,3 процента», - рассказывает Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE. - И хотя основная часть предложения по-прежнему приходится на одно- и двухкомнатные квартиры, средняя площадь предложения снизилась с 62 квадратных метров в 2014 году до 59,7 в 2018-м». Что касается спроса, то, по оценке Ольги Нарт, директора по продажам и маркетингу УК «Развитие», на квартиры-студии приходится до десяти процентов заключаемых сделок - формат востребован.

Скинули пятнарик

Если взять новостройки массового сегмента по всему московскому региону - с учетом пригородов и Новой Москвы, - сокращение площадей жилья будет еще заметнее. «За последние пять лет средняя площадь квартир в новостройках столичного региона снизилась примерно на 15 процентов, в том числе за счет изменения структуры предложения, - рассказывает директор по маркетингу и разработке продукта ГК «А101» Дмитрий Цветов. - Увеличилась доля "однушек" и "двушек", сократилась доля многокомнатных квартир».

«Cнижение средней площади в экономклассе, представленном типовыми домами, а потому более консервативном с точки зрения технологии строительства, составило 3,5 процента, с 56 до 54 квадратных метров, - говорит генеральный директор агентства недвижимости «Бон Тон» Наталия Кузнецова. - Сегмент "комфорт" потерял 16 процентов площади за пять лет, с 74 до 62 квадратных метров. Снижение в бизнес-классе было самым ощутимым - с 164 до 76 квадратных метров (на 53 процента), что объясняется изменением качественных характеристик в данном сегменте».

В 2018-м тренд на «похудение», вроде бы, сменился обратным - доступная ипотека привела к росту спроса на более просторное жилье. Но с ростом ставок по жилищным кредитам все вернулось на круги своя.

«В среднем по рынку ставки выросли на один-два процентных пункта, что может привести к падению платежеспособного спроса на 20-30 процентов, - говорит Цветов. - В этих условиях есть все основания думать, что средняя площадь квартир продолжит снижаться, чтобы проекты отвечали финансовым возможностям покупателей».

«Тенденция по сокращению площадей квартир в новых проектах продолжится», - соглашается Анастасия Суханцева, заместитель генерального директора по маркетингу и рекламе ЗАО «Башня Федерация», уточняя, что в этом проекте минимальная площадь предложения за период с начала реализации снизилась с 70 до 40 квадратных метров. «Вероятно, что в новых проектах несколько возрастет доля студий, - добавляет эксперт. - С рынка постепенно будут вымываться старые предложения с более просторными по площади квартирами, их будут замещать квартиры с более скромными параметрами».

Курс на минимализм

За счет чего будет возможно такое снижение? Скорее всего, резать будут не только собственно жилую площадь. «Сегодня на рынке присутствует тенденция оптимизации планировочных решений в сторону уменьшения средней площади лота за счет отказа от вспомогательных помещений: гардеробных, балконов и лоджий», - говорит Наталья Бланкова, руководитель отдела аналитики компании Est-a-Tet.

«Пока еще подавляющее большинство проектов все же имеют летние помещения - балконы и лоджии, но в перспективе, возможно, ситуация изменится ради сокращения общего бюджета покупки», - прогнозирует и Мария Литинецкая.

«Ассортимент планировочных решений будет увеличиваться. Именно разнообразие планировок способно заинтересовать и удержать покупателя при прочих равных условиях, - делится мнением Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой». - Поэтому, скорее всего, застройщики постараются предлагать максимально разнообразные форматы квартир в рамках одного проекта: и суперкомпактные лоты, и просторные».

«Растет число вариантов, ширится ассортимент представленных на рынке жилплощадей, - отмечает и Татьяна Подкидышева, директор по продажам компании «НДВ-Супермаркет недвижимости». - Да, растущая популярность однокомнатных квартир, которая по десятым долям процента отвоевывает позиции у квартир многокомнатных, может по итогам трех-пяти лет сказаться на статистике, и мы увидим среднюю площадь на уровне 45-55 квадратных метров. Но уменьшать минимальную площадь в новостройках Москвы уже некуда: 18 и даже 16 метров - это предел».

«В 2019 году мы, вероятно, увидим рост доли квартир евроформата, - прогнозирует Наталья Шаталина, генеральный директор «МИЭЛЬ-Новостройки». - В таких планировках доля нежилых помещений в квартире минимальна, поэтому

средняя площадь может снижаться без ущерба комфортности проживания».

В итоге, как считает Екатерина Николаева, начальник отдела аналитики компании «Мосреалстрой», уже через год мы, возможно, увидим снижение площади квартир в новостройках на один-два квадратных метра. «При этом продолжится тренд на сохранение или даже увеличение функциональности и расширение линейки предложения во всех классах, - говорит эксперт. - В погоне за покупателем застройщики стараются повысить эффективность планировочных решений во всех типах квартир. Если в малогабаритных квартирах снижается площадь, то повышается их эргономичность за счет большего количества окон или эффективного и расширенного зонирования». Так что, возможно, прогноз по уменьшению метража строящегося жилья - не столь уж и негативное для будущих жильцов событие.

Lenta.ru ДОМ


Согласие на обработку персональных данных

Настоящим, свободно, своей волей и в своем интересе даю ЗАО «МИЭЛЬ» (ОГРН 1057748261526, ИНН 7709631538, КПП 770901001, адрес: 109004, г. Москва, ул. Николоямская, д. 40, стр. 1) (далее - Компания) согласие на обработку моих персональных данных, указанных мной в форме обратной связи, размещенной на настоящем сайте (далее - Сайт), с целью: обработки моего запроса, направленного через форму обратной связи, коммуникации со мной в целях, связанных с обработкой и выполнением моего запроса с помощью различных средств связи, а именно посредством: интернет; сообщений на адрес электронной почты; коротких текстовых сообщений (SMS) и мультимедийных сообщений (MMS) на номер телефона; а также посредством использования информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями (мессенджеров); телефонных звонков; а также в целях продвижения Компанией товаров и услуг, проведения электронных или SMS опросов, контроля маркетинговых акций, клиентской поддержки, контроля качества услуг, оказываемых Компанией, а также для внутренней статистики Сайта, для чего разрешаю совершать с моими персональными данными следующие действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение (в электронном виде и на бумажном носителе), уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, распространение, передачу (в том числе передачу третьим лицам, не исключая трансграничную передачу, если необходимость в ней возникла в ходе исполнения обязательств), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

Право на обработку моих персональных данных, указанных мной в форме обратной связи, помимо ЗАО «МИЭЛЬ» дается также юридическим лицам, использующим Товарных знак «МИЭЛЬ» на основании лицензионных договоров, а также юридическим лицам, входящим в Сеть офисов недвижимости «МИЭЛЬ» и использующим Товарный знак «МИЭЛЬ» на основании договоров коммерческой концессии (франчайзинга), договоров коммерческой субконцессии (субфранчайзинга).

Одновременно даю свое согласие и не возражаю, чтобы Компания или иные лица по ее поручению отправляли сообщения, в том числе рекламного характера или иную информацию иного содержания на номер телефона или адрес электронной почты, или с использованием иных средств связи, указанных мной в форме обратной связи. Также даю свое согласие (не возражаю) на передачу третьим лицам персональных и иных данных, в том числе для целей их обработки, для обеспечения функционирования Сайта, реализации партнерских и иных программ, при условии обеспечения в отношении передаваемых данных режима, аналогичного режиму, существующему на Сайте, в том числе включая, но не ограничиваясь, передачу персональных данных лицам, аффилированным Компанией или заключившим с ней договоры, а также третьим лицам в случаях, когда такая передача необходима для использования Клиентом (Пользователем) определенного сервиса либо для исполнения определенного соглашения или договора с Клиентом (Пользователем).

Настоящее согласие предоставляется с момента заполнения формы обратной связи на Сайте, срок его действия неограничен. Настоящее согласие может быть отозвано мной в любой момент посредством направления соответствующего письменного заявления по адресу ЗАО «МИЭЛЬ» указанному в настоящем согласии.