Главная | Сми о нас | Мегаполис без гетто: как новое метро решает старые проблемы Москвы

Мегаполис без гетто: как новое метро решает старые проблемы Москвы

18 декабря 2019

Рельсовый транспорт, и в особенности метро, является неотъемлемым условием нормальной городской жизни. Москва в этой сфере не отстает от других мегаполисов мира, а во много даже опережает их, строя не только новые станции, но и сразу целые линии, потому что это ей действительно необходимо. Сайт «РИА Недвижимость» разбирается, какие неприятности ждут столицу, если запланированные ветки так и не будут построены.

Сложно выбраться

На сегодняшний день в Москве планируется построить сразу три новые ветки метро: Бирюлевскую, Коммунарскую и Рублево-Архангельскую.

«Бирюлево» - это обобщенное название, за которым скрываются сразу два района - Восточное и Западное Бирюлево, граничащие друг с другом. Место, куда ведет одна из строящихся линий, традиционно считается не самым лучшим районом Москвы - и во многом его проблемы проистекают именно из-за плохой транспортной доступности.

Планы по строительству метро в Бирюлево существовали и раньше (еще в 70-х годах прошлого века), но тогда не было возможности развернуть масштабные работы.

По нынешнему проекту на Бирюлевской линии планируется создать 43 километра путей и 17 станций в 9 районах города, обеспечив транспортные нужды 1 миллиона жителей города.

Сегодня ближайшие ветки метро в Бирюлево - это Замоскворецкая и Серпуховско-Тимирязевская линии, а также станции МЦД-2 «Покровское» и «Красный строитель». «Добраться до станций метро местные жители могут при помощи маршрутов наземного городского общественного транспорта, которые уже работают на пределе провозной способности», - констатирует заместитель генерального директора по проектированию объектов транспортной инфраструктуры Агентства территориального планирования Игорь Кантышев.

По его словам, станции, обслуживающие данную территорию, являются одними из наиболее загруженных в московском метрополитене - поезда в сторону центра в утренний час пик приходят уже заполненными. «Из-за этого многие жители Бирюлево предпочитают использовать в поездках по городу личный транспорт», - подчеркивает эксперт.

Нельзя забывать, что население Бирюлева постоянно прирастает. На сегодня застройка там представлена в основном зданиями советского периода, а новостройка всего одна - микрорайон «Загорье», где предлагается 722 квартиры, средняя цена 141,5 тысяч квадратных метров, рассказала генеральный директор «Миэль-Новостройки» Наталья Шаталина.

Депрессивный район

В том случае, если отказаться от строительства этой линии, Бирюлево так и останется перенаселенным районом на отшибе, выбраться из которого будет все сложнее с каждым днем, так как дороги просто встанут из-за постоянно увеличивающегося числа автомобилей.

По причине того, что добраться до метро для населения Бирюлева - это порой целый квест, люди по возможности переезжают из района, он маргинализируется.

Об этом свидетельствует даже набор магазинов, представленных в районе: здесь работают пресловутые «наливайки» и самые дешевые из сетевых продуктовых магазинов.

«Естественно, невысокий уровень доходов основной массы жителей района ведет к тому, что в нем открывается больше алкомаркетов, пивных магазинов низкого сегмента, социальных аптек, продуктовых дискаунтеров», - обращает внимание генеральный директор DNA Realty Антон Белых.

Хорошие перспективы

Появление новых станций метро в целом всегда оживляет любой район Москвы - операторам ритейла станет проще заходить в такие районы, так как будет понятно, где именно самый высокий трафик и где надо открывать магазин, бар, кафе и так далее.

«Плюс в том, что по мере развития района там будет селиться больше людей, а значит, будет расти спрос на различные товары и услуги, что станет стимулом для конкуренции между ритейлерами», - говорит Белых.

Если станция пользуется хоть каким-то спросом со стороны пассажиров, то именно она становится точкой притяжения для операторов торговли и услуг, так как именно в ней концентрируется самый высокий пешеходный трафик потенциальных клиентов для данного района, это отмечает большинство экспертов в градостроении.

«К тому же появление метро в Москве часто привязано к застройке территорий новым жильем, что также влияет на состав арендаторов, так как в новых домах появляются новые люди, жителей становится больше, а их состав даже в самых депрессивных районах более платежеспособен», - добавляет Белых.

Со временем и по мере заселения это ведет к появлению в этих районах операторов более высокого ценового сегмента, алкомаркетов и «наливаек» становится все меньше. Кроме того, появление метро благо для любого бизнеса еще и потому, что предпринимателям гораздо проще рассчитывать финансовую модель будущей торговой точки, так как основные потоки клиентов становятся понятны, чем в районе без метро, где всегда есть риск ошибиться и прогореть.

«Появление метро создаст новый центр притяжения, который будет способствовать передислокации магазинов и предприятий обслуживания. Возможен также сценарий с образованием у станции метро крупного торгово-развлекательного объекта, который сократит количество предприятий малого бизнеса в зоне своего влияния», - прогнозирует заместитель директора по градостроительной политике Института комплексного развития территорий (ИКРТ) Дмитрий Ланцов.

Цены на квартиры в Бирюлеве также вырастут после появления там метро, что приведет в район более обеспеченных людей, уверены риелторы.

Сегодня Бирюлево, как Восточное, так и Западное, достаточно сильно удалены от центра и имеют очень ограниченный выезд. Тем не менее, например, Бирюлево Восточное - зеленый район, так как почти половину его территории занимает Бирюлевский дендропарк, один из крупнейших парков Москвы, что, безусловно, является его преимуществом.

Избежать появления «гетто»

С Коммунарской линией ситуация несколько иная, она ведет в активно создаваемый район. И здесь задача метростроителей во многом сводится к тому, чтобы это густонаселенное место не превратилось в «новостроечное гетто». Застройка ведется масштабными темпами - так, например, общий объем предложения в поселении Сосенское, по данным «Миэль-Новостройки» составляет порядка 2,8 тысячи квартир.

В ходе строительства Коммунарской линии будет создано 37,8 километров путей и 16 станций. Она затронет сразу 11 районов города и изменит жизнь 1,4 миллиона жителей, рассказали РИА Недвижимость в «Мосинжпроекте».

Это важная ветка, которая позволит упростить дорогу в центр для людей, живущих в новой Москве, разгрузит юг и юго-запад столицы. Если учесть, что комплексное развитие территорий в новой Москве было заявлено властями города как основной приоритет, то дополнительная линия метро - Коммунарская - здесь просто необходима.

Отметим, что некоторые жители районов «старой» Москвы, через которые пройдет Коммунарская линия, неоднозначно относятся к проекту: кто-то не хочет строительную площадку рядом с домом, кто-то опасается, что строительство может быть небезопасным для старой застройки.

Однако в «Мосинжпроекте» развеяли эти опасения. Управляющая компания по строительству московского метро за 9 лет накопила достаточный опыт, как по проходке тоннелей, так и по строительству станционных комплексов и сопутствующей инфраструктуры в условиях мегаполиса, в плотной городской застройке с большим количеством инженерных коммуникаций.

«Жителям районов ЮЗАО, попадающим в зону, где пройдет строительство линии, беспокоиться не о чем: ветка будет строиться закрытым способом современными тоннелепроходческими комплексами, обеспечивающими безопасную проходку тоннелей метро. При строительстве тоннелей ведется круглосуточный мониторинг зданий и сооружений, попадающих в зону влияния. Кроме того, предусмотрено научно-техническое сопровождение строительства линии метро, позволяющее в режиме онлайн анализировать и контролировать его ход, что также обеспечит безопасность строительства. Да, будет несколько открытых участков, но только там, где нет жилых зданий», -­ подчеркнул заместитель генерального директора по проектированию АО «Мосинжпроект» Рустам Черкесов.

Современные технологии строительства обеспечивают новым линиям и станциям абсолютную безопасность - они исправно прослужат пассажирам как минимум век, а их фактический запас прочности - более двухсот лет. На всех этапах строительства ведется жесткий контроль за соблюдением проекта, строительных норм и требований безопасности, а также мониторинг состояния окружающих зданий.

«Исполнение требований проекта, а также следование технологии строительства гарантирует сохранность всех зданий и отсутствие дискомфорта жителей Гагаринского и других районов», - отметил главный инженер «Мосинжпроекта» Николай Бабушкин.

При этом в Москве действуют достаточно жесткие требования к обустройству и содержанию строительных площадок, а современные технологии минимального шумового воздействия и шумозащиты, которых на заре метростроения даже не существовало, позволяют минимизировать неудобства для жителей от стройки в районе.

Что же будет в том случае, если новые линии метро так и не будут построены?

«Развитие присоединенных к Москве территорий, а также прилегающей к столице части Подмосковья приведет к росту численности населения на них. Соответственно, будет увеличиваться и нагрузка на транспорт», - считает Кантышев.

По его мнению, если не заниматься развитием общественного рельсового транспорта, то его пропускная способность однажды достигнет предела и перестанет справляться с растущим пассажиропотоком. Это приведет к тому, что увеличится трафик на автомобильных дорогах, где будут расти пробки, территории вне центра города начнут терять привлекательность для проживания людей и для инвестиций бизнеса. Все это приведет к снижению качества жизни населения московской агломерации.

Ситуация в новой Москве (в частности в районе Коммунарка) уже несколько улучшилась после того, как было построено продление Сокольнической линии метро. Но вместе с тем подъезды в Коммунарку на наземном транспорте все еще стоят в пробках, особенно это характерно для вечерних часов пик.

«На маршрутах наземного городского общественного транспорта оттуда можно добраться до станции метро «Теплый стан», которая является одной из наиболее загруженных в московском метрополитене, и станции «Бунинская Аллея», - говорит Кантышев.

Если сейчас отказаться от проекта строительства Коммунарской линии, то существующие Сокольническая и Калужско-Рижская линии, которые и так уже работают на пределе, перестанут справляться с растущим пассажиропотоком. Встанут в пробках вылетные магистрали на юге и юго-западе Москвы: Калужское, Киевское, Боровское, Варшавское, Симферопольское шоссе.

Развитие малого бизнеса

«Новое метро - это всегда хорошо, и хорошо, когда оно идет к окраинам, позволяет людям с большим комфортом добираться в центр, не стоять в пробках, ведь пока большинство людей у нас все же работает в центре», - говорит архитектор Илья Заливухин. По его словам, в настоящий момент Коммунарка обеспечена минимальной инфраструктурой для жизни, с вводом метро возможно более активное ее развитие.

Еще один явный плюс новых веток, особенно это касается Коммунарской линии, заключается в том, что летом дачники могут оставлять свои машины около метро (например, «Коммунарка») и не создавать пробки на выезде/въезде из Москвы, говорит эксперт.

Вместе с тем, ситуация с продуктовыми магазинами и объектами малого бизнеса в Коммунарке выглядит достаточно неплохо. Сейчас в этом месте много новых домов, все первые этажи которых отданы под коммерцию. В районе уже довольно много сетевых магазинов, аптек, салонов красоты и других сервисов самого разного класса и уровня.

«При этом большая часть квартир там покупается жильцами за свои деньги, что формирует более средний ценовой сегмент ритейлеров, ориентированных на специалистов с доходом средний и выше», - описывает ситуацию Белых.

Во многом потребности жителей закрывают крупные объекты, такие как «Мега Теплый Стан» и ТРЦ «Саларьево».

«Но все же на сегодняшний день очевидно, что большинство жителей этого района делают покупки в крупных ТЦ по пути из Москвы домой (например, ТЦ «Саларис»), что, конечно же, неудобно для жителей, которые с нетерпением ждут открытия операторов торговли и услуг в данной локации, но сетевые ритейлеры пока, к сожалению, не торопятся в Коммунарку», - добавляет руководитель группы направления street retail компании «Магазин Магазинов» Юлия Корчагина.

По ее словам, и малый, и крупный бизнес с опаской рассматривает новые районы, заселенные наполовину и даже более. Это связано с отсутствием необходимого стабильного трафика и возможности сделать достоверные расчеты по прогнозируемому товарообороту. И Коммунарка тут не исключение.

С приходом же сюда метро можно ожидать развития малого бизнеса, так как на станциях метро новой ветки планируются к строительству ТПУ, которые повысят обеспеченность жителей района торговой инфраструктурой, говорит она. А появление новых торговых объектов, конечно же, увеличивает и число рабочих мест в районе.

Когда построится метро и будут понятны пешеходные потоки, места, где можно срезать дорогу, более оживленные стороны улиц, возрастет интерес сетевых операторов, и они будут открываться с большим энтузиазмом в районе всех жилых комплексов Коммунарки, добавляет Корчагина.

Район под метро

Рублево-Архангельская линия предполагает создание 19,8 километров путей, на ней будет 8 станций и одно электродепо. Эта ветка изменит жизнь сразу 1 миллиона жителей в трех районах города: Митино, Строгино и Хорошево-Мневники.

Применительно к этому проекту можно говорить о том, что здесь работа метростроителей во многом ведется на опережении, так как в зоне действия новой ветки уже запланирована активная застройка.

«Рублево-Архангельское направление особенно сильно ориентировано на строящееся метро. Я думаю, что строительство недвижимости сейчас там отчасти притормаживается в ожидании прихода столичной подземки», - говорит директор по развитию департамента стратегического консалтинга Cushman & Wakefield Ольга Ясько.

В частности, здесь реализует свой проект офисной и жилой застройки Сбербанк. Предполагается строительство более 800 тысяч квадратных метров офисов, а также 1,4 миллиона квадратных метров жилья бизнес-класса, 980 тысяч квадратных метров многоквартирных домов комфорт-класса и почти 250 тысяч квадратных метров малоэтажной застройки. А ведь людям, которые будут тут жить и работать, надо будет как-то выезжать из своих домов и офисов и возвращаться в них.

Строительство этой линии метро, конечно, тоже даст толчок для развития малого бизнеса и в этом районе, считает Белых. «Рядом с тем же огромным проектом Сбербанка будут открываться кофейни, кулинарии, магазины сетевые и частные магазинчики, кафе, бары», - говорит он.

Кроме того, в 2018 году Сбербанк начал строительство инфраструктуры Smart City в Рублево-Архангельском. Не исключено, что впоследствии руководство Сбербанка переедет туда из центрального здания на улице Вавилова, СМИ писали о такой возможности.

Помимо этого проекта, по направлению будущей Рублево-Архангельской ветки метро, особенно на территориях за МКАД, сейчас реализуется с десяток новостроек, жители которых будут пользоваться перспективной линией, добавляет управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая.

Рублево-Архангельская ветка создаст дополнительные связи между Московским центральным кольцом (МЦК) и вторым кольцом столичного метро (БКЛ), а также снизит интенсивность движения по Новорижскому и Ильинскому шоссе, рассуждает Кантышев.

Сейчас ближайшими станциями рельсового транспорта в этом районе являются станция «Павшино» МЦД-2 и станция Тушинская (Таганско-Краснопресненской линии), которая также стала сегодня одной из наиболее загруженных в московском метрополитене. В настоящий момент люди добираются до них наземным транспортом через Новорижское, Ильинское и Волоколамское шоссе, где в утренние и вечерние часы образуются существенные пробки, сетует он.

Новая линия должна облегчить жизнь жителям района Хорошево-Мневники, которым приходится на наземном транспорте сейчас добираться до станций метро «Октябрьское поле» и «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии, до станции «Хорошевская» Большой кольцевой линии или до станции МЦК «Хорошево».

В настоящий момент Мневники тоже достаточно активно застраиваются. По подсчетам Литинецкой, на сегодняшний день там строится 8 жилых проектов общим объемом около тысячи лотов - всем этим людям тоже очень пригодится метро.

Если отказаться от проекта новой линии, то невозможно будет должным образом обеспечить транспортное обслуживание этой территории. Кроме того, по-прежнему основная нагрузка от пассажиропотока со стороны Московской области (Красногорский район, Ильинское, Николо-Урюпино) будет приходиться на станцию «Тушинская», и так перегруженную в часы пик.

РИА Новости


Специальные предложения

Согласие на обработку персональных данных

Настоящим, свободно, своей волей и в своем интересе даю ЗАО «МИЭЛЬ» (ОГРН 1057748261526, ИНН 7709631538, КПП 770901001, адрес: 109004, г. Москва, ул. Николоямская, д. 40, стр. 1) (далее - Компания) согласие на обработку моих персональных данных, указанных мной в форме обратной связи, размещенной на настоящем сайте (далее - Сайт), с целью: обработки моего запроса, направленного через форму обратной связи, коммуникации со мной в целях, связанных с обработкой и выполнением моего запроса с помощью различных средств связи, а именно посредством: интернет; сообщений на адрес электронной почты; коротких текстовых сообщений (SMS) и мультимедийных сообщений (MMS) на номер телефона; а также посредством использования информационно-коммуникационных сервисов обмена мгновенными сообщениями (мессенджеров); телефонных звонков; а также в целях продвижения Компанией товаров и услуг, проведения электронных или SMS опросов, контроля маркетинговых акций, клиентской поддержки, контроля качества услуг, оказываемых Компанией, а также для внутренней статистики Сайта, для чего разрешаю совершать с моими персональными данными следующие действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение (в электронном виде и на бумажном носителе), уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, распространение, передачу (в том числе передачу третьим лицам, не исключая трансграничную передачу, если необходимость в ней возникла в ходе исполнения обязательств), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

Право на обработку моих персональных данных, указанных мной в форме обратной связи, помимо ЗАО «МИЭЛЬ» дается также юридическим лицам, использующим Товарных знак «МИЭЛЬ» на основании лицензионных договоров, а также юридическим лицам, входящим в Сеть офисов недвижимости «МИЭЛЬ» и использующим Товарный знак «МИЭЛЬ» на основании договоров коммерческой концессии (франчайзинга), договоров коммерческой субконцессии (субфранчайзинга).

Одновременно даю свое согласие и не возражаю, чтобы Компания или иные лица по ее поручению отправляли сообщения, в том числе рекламного характера или иную информацию иного содержания на номер телефона или адрес электронной почты, или с использованием иных средств связи, указанных мной в форме обратной связи. Также даю свое согласие (не возражаю) на передачу третьим лицам персональных и иных данных, в том числе для целей их обработки, для обеспечения функционирования Сайта, реализации партнерских и иных программ, при условии обеспечения в отношении передаваемых данных режима, аналогичного режиму, существующему на Сайте, в том числе включая, но не ограничиваясь, передачу персональных данных лицам, аффилированным Компанией или заключившим с ней договоры, а также третьим лицам в случаях, когда такая передача необходима для использования Клиентом (Пользователем) определенного сервиса либо для исполнения определенного соглашения или договора с Клиентом (Пользователем).

Настоящее согласие предоставляется с момента заполнения формы обратной связи на Сайте, срок его действия неограничен. Настоящее согласие может быть отозвано мной в любой момент посредством направления соответствующего письменного заявления по адресу ЗАО «МИЭЛЬ» указанному в настоящем согласии.